Октановое число бензина (ОЧ) — это параметр, который зависит от способности топлива противостоять несвоевременному воспламенению при сжатии (детонации). Он определяет стоимость бензина. Обозначается двумя цифрами (92, 95, 98) и буквами. Если ОЧ было определено моторным методом, маркировка выглядит так: А-95. При определении ОЧ исследовательским способом в обозначении дополнительно присутствует буква «И», например, АИ-95. Покупка и использование бензина с правильным октановым числом обеспечивает эффективную работу ДВС, повышает его ресурс.
Насколько важно выбирать бензин с правильным октановым числом
Детонация – наиболее опасное явление для двигателя внутреннего сгорания, заключающееся в несвоевременном воспламенении топливно-воздушной смеси в камере сгорания. Оно сопровождается возникновением и очень быстрым распространением взрывной волны, высокими температурами. Микровзрывы, возникающие в разных точках цилиндра, разрушают поршневую группу мотора. Если проехать с постоянной детонацией всего несколько километров, ДВС получит значительные повреждения, требующие серьезного ремонта, вплоть до капитального.
Это опасное явление могут спровоцировать разные факторы: неполадки в системах зажигания и охлаждения, изменения в составе топливно-воздушной смеси. Но в основном на возможность появления детонации влияет октановое число бензина. Если ОЧ ниже требуемого, вероятность детонации очень высока. Но использовать бензин с более высоким ОЧ, по сравнению с рекомендованным, также не рекомендуется, поскольку это может негативно повлиять на работу ДВС.
На АЗС в РФ реализуют три типа бензинов:
- низкооктановый — АИ-92;
- со средними показателями — АИ-95 и АИ-98;
- высокооктановый — АИ-100.
Иногда в маркировке могут присутствовать приставки «супер», «премиум», «неэтилированный» и другие, но они только служат дополнительными характеристиками определенного октанового числа.
По каким причинам может понадобиться повышение октанового числа
Октановое число бензина увеличивают только при необходимости. Без надобности это делать не стоит, поскольку использование присадок может привести к появлению нагара, нежелательных примесей в выхлопных газах и другим проблемам.
На заправке нет бензина нужной марки
Если на АЗС отсутствует нужное топливо, а заправить авто надо срочно, водителю придется самостоятельно повышать характеристики низкооктанового бензина.
Наличие высокофорсированных двигателей
Чем больше мощность авто, тем важнее значение октанового числа. При использовании низкооктанового топлива производительность спортивного двигателя снижается, его работа становится нестабильной, может наблюдаться серьезный износ.
Перепрошивка блока управления
Для автомобилей со спортивной настройкой (при перепрошивке блока управления) часто требуется топливо, имеющее октановое число выше указанного в технической документации.
Улучшение динамики и экономия бензина
Некоторые водители считают, что при применении бензина с более высоким ОЧ ДВС работает тише, его работа более стабильна, а расход немного уменьшается. Но это утверждение спорно.
Как и чем можно повысить октановое число бензина
Для повышения октанового числа используются три основных метода. В первом случае вносятся изменения в изначальный производственный процесс. Это технологически верный, но дорогостоящий вариант, требующий финансовых и трудовых затрат. Второй способ – более распространенный благодаря простоте исполнения. Он заключается в добавлении специальных присадок в низкооктановый бензин. Третий вариант – смешивание бензина с разным ОЧ.
Повышение ОЧ в производственных условиях
На производстве ОЧ изменяют с помощью следующих технологий:
- Крекинг. В основе техпроцесса — нагрев исходного продукта до температуры чуть выше +500 °С. В таком случае удается получить бензин с ОЧ 92. Минус технологии – высокое содержание ароматических углеводородов. Это означает, что со временем октановое число будет снижаться.
- Риформинг. Продукт, полученный прямой перегонкой, нагревают при +520 ℃ в присутствии катализатора. В результате получают бензин А-95 со стабильными характеристиками.
Повышение ОЧ с помощью внесения присадок
Относительно недавно для повышения ОЧ повсеместно использовался тетраэтилсвинец. Но это соединение очень опасно для людей и экологии. Со средины 1990-х от такой присадки начали отказываться, а в 2003 году этот реагент был запрещен в России на законодательном уровне.
В домашних условиях для этой цели использовался (иногда применяется и сейчас) этиловый или метиловый спирт. Плюс решения: возможность повысить ОЧ до 95 и сделать выхлоп более чистым. Минусы: увеличение давления паров, образование паровых пробок в топливопроводах. Еще один недостаток применения спирта – гигроскопичность этой присадки. Спирт втягивает в себя воду, которая негативно воздействует на узлы мотора.
Сегодня в качестве присадки для повышения ОЧ часто используется метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) – менее опасное, по сравнению с тетраэтилсвинцом, и более эффективное соединение. Применяется как в промышленных условиях, так и самостоятельно. В первом случае может повысить ОЧ на 10-12 единиц. Для самостоятельного использования такую присадку можно купить в автомагазине. Производители заявляют, что одного флакона, добавленного в полный топливный бак, достаточно для повышения ОЧ на 2-6 единиц. Минус такой добавки заключается в том, что она не разлагается, что вредит экологии.
Другие присадки, которые могут использоваться для повышения ОЧ:
- Монометиланилин (N-метиланилин, ММА). Высокоэффективная присадка, т. к. даже 1% от общего объема позволяет повысить ОЧ до 10 единиц. При правильном применении внесение ММА позволяет получить топливо премиум-класса. Но с 2016 года эта присадка запрещена к применению для бензина Евро-5 в РФ, Европе, Америке и Вьетнаме.
- Катализатор горения DROP. Широко применяемая эффективная присадка. При внесении этого вещества в количестве 1% от общего объема 92-я марка «превращается» в 95-ю. Добавка DROP, внесенная в количестве 1,5-2,0% от общего объема, способна увеличить ОЧ с 80 до 92.
- Aplidium. Присадка соответствует стандарту Евро-5. Добавление вещества в количестве 1,5% от общего объема позволяет повысить ОЧ на 5,3-5,5 единиц.
- ММТ (Трикарбонил марганца). Эффективная добавка, позволяющая увеличить октановое число до 10 единиц. Недостатки: разложение вещества под воздействием УФ-лучей, что приводит к снижению антидетонационных характеристик, а также токсичность, ограничивающая применение вещества.
- Ферроцен. Использование этой присадки – наиболее экономически выгодный вариант увеличения ОЧ. Применение ферроцена ограничивает образование оксидов железа, которые остаются в виде нагара на ДВС, повышение склонности топлива к смолообразованию.
Недостатки повышения октанового числа с помощью присадок:
- Добавки (кроме ферроцена) имеют достаточно высокую цену, из-за чего использование этого варианта как в промышленных, так и в домашних условиях экономически невыгодно.
- Качество продукта, полученного после внесения присадки, предсказать трудно. Химические соединения, присутствующие в топливе, нестабильны, поэтому со временем октановое число топлива снова снижается.
Смешивание бензина с разным октановым числом
Один из самых доступных способов увеличить ОЧ — смешать бензин разных марок, например АИ-92 и АИ-98.
Плюсы:
- простота и доступность способа;
- отсутствие необходимости применять дополнительные средства.
Минусы:
- Смешивание может привести к нестабильности свойств топлива, особенно в чувствительных ДВС.
- При регулярном использовании этого способа диагностика топливной системы усложняется, к тому же быстрее засоряются фильтры.
- Для смешивания можно использовать только качественные продукты. Если одна из жидкостей не будет полностью соответствовать заявленным характеристикам, результат окажется непредсказуемым. Необходимо точно знать, какие присадки использовались на заводе при производстве топлива.
Заключение
Октановое число – одна из важных характеристик бензина, поскольку определяет его детонационную стойкость. Для корректировки ОЧ используют производственные технологии или вводят присадки в конечный продукт. Присадки могут добавляться на производстве, АЗС, в домашних условиях. Благодаря применению таких вариантов можно предотвратить детонацию, улучшить эффективность сгорания воздушно-топливной смеси, уменьшить расход топлива и увеличить рабочий период ДВС.
